Денис Галицкий (denis_galitsky) wrote,
Денис Галицкий
denis_galitsky

Categories:

Выгодное ли географическое положение у Перми?

Постоянно возобновляются разговоры о том, что Пермь имеет стратегически выгодное географическое положение, которым она никак не может или не хочет  воспользоваться....Позавчера мне это вновь упомянулandrei_mex в своём комментарии, который я с интересом прочитал (и другим советую), так как там есть информация про усилия Екатеринбурга по использованию.своего географического положения как транспортного узла.

Сразу скажу, что я не считаю географическое положение Перми очень уж выгодным. Единственное действительно уникальное отличие Перми - самое восточное пересечение ТрансСиба с европейской речной сетью, выходящей к морям.

Что касается ТрансСиба, то Пермь - маленький остановочный пунктик на нём, ничем особо не примечательный, только одно небольшое тупиковое ответвление на север. Если учесть направление на Чусовой, то можно считать, что в Перми сходится 4 направления. Чтобы было понятно различие с Екатеринбургом, приведу его железнодорожную карту (в окрестности города и всей Свердловской ж/д):

  

Разница очевидна: Екатеринбург - перекрёсток почти десятка направлений, Перми таким железнодорожным узлом никогда не стать.

Теперь что касается Камы... Речной транспорт хорош для неспешной перевозки больших объёмов грузов в одно направлении. Перевозки по реке в последние десятилетия прекратились не по чьему-то злому умыслу, а просто в силу отсутствия такого рода грузов.Потенциально в Пермском крае два таких груза: лес и калийные удобрения.

Сильвинит имел планы по переводу грузопотока с железной дороги на реку, для чего и взял контроль над Судостроительным заводом "Кама". Однако по множеству причин его судостроительная программа провалилась - постройка обошлась "в копеечку". Но проект речных перевозок калийных удобрений имеет экономическое обоснования и, наверное, когда-то будет реализован.

Лес сейчас рекой возить никто не станет, хотя бы потому, что будут развивать глубокую переработку на месте, а значит объёмы грузов существенно снизятся. В ходе разработки Стратегии развития Перми я придумал один деревянный товар, который имеет смысл возить по реке - сборные деревянные дома. Они объёмные, в фуру не влезут, скорость не важна - везти их вниз по реке будет выгодно. Другого подобного подходящего для речной перевозки груза я пока не знаю.

Однако оба этих груза не связаны с перекрёстком ТрансСиба и реки. Это просто способ загрузить реку местными товарами. Объемного груза для перевалки с Транссиба на речные суда или в обратном направлении я не знаю, не слышал предложений и от других. Речной транспорт - не очень гибкая система, в перевозке "обычных" грузов проиграет и автомобилям, и даже железной дороге.

Так что не вижу ни одного довода в пользу существования крупнейшего товарного логистического центра в Перми, тем более что аэропорт Б.Савино крайне неудачно расположен. Логистика в Перми будет развиваться. но, мне кажется, не более чем межрегионального уровня. Уж извините, если порушил чьи-то мечты . Уникальность Перми не в пересечении ТрансСиба с Камой...

Tags: Стратегия региона
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments